Thursday 22 February 2018

Декларация «Воспроизведение искусства и культурного наследия» (ReACH, 2017)

Несколько лет назад меня заинтересовала тема музейных деклараций. Тогда я начала поднимать эту тему в разговорах с коллегами из разных стран, чтобы узнать, зачем нужна система деклараций и как она влияет на музейную политику на международном и локальном уровнях. Оказалось, что слово "декларация" для музейного мира ничего не значит, пока оно не будет исходить от крупной организации, не ниже уровня ЮНЕСКО, при этом желательно, чтобы она носила другое название — "конвенция", т.е. чтобы это было не провозглашение, а соглашение, к которому могли бы присоединяться другие институты или целые страны. Вы вряд ли слышали о Декларации Калгари (Calgary Declaration) Международного комитета по музеологии 2005 года или о декларациях Международного движения за Новую музеологию, но о конвенциях ЮНЕСКО знают почти все.

В декабре 2017 года на сайте Музея Виктории и Альберта была размещена новая декларация о сотрудничестве под названием «Воспроизведение искусства и культурного наследия» (Reproduction of Art and Cultural Heritage, сокращённо ReACH), при этом она призывает музеи и другие культурные институции присоединиться к ней (то есть по сути это "конвенция"). Новая декларация претендует на более заметный статус по сравнению с другими декларациями, потому что она подписана и ЮНЕСКО, и несколькими крупнейшими музеями мира (среди них Эрмитаж, Музей Виктории и Альберта, Дворцовый музей Запретного города в Пекине).

В чём суть новой декларации и почему приглашают к ней присоединиться? Декларация призывает музеи и другие культурные институции к разработке чёткой методологии оцифровки, хранения и распространения информации о музейных предметах и памятниках истории и архитектуры, а также подчёркивают необходимость постоянного обновления методологии с учётом быстро развивающихся технологий. Декларируется необходимость совместных усилий по поиску лучших образцов (best practices) такой работы в музеях и распространения этой информации. Документ на трёх страницах описывает общие правила воспроизведения (Reproduction, пункты 1-5), организации хранения (Storage, пункты 6-9), распространения копий (Sharing, пункты 10-13) и сотрудничества между культурными институциями (Collaborations, пункты 14-17). Законодательство, а также некоторые уставы и протоколы пока препятствуют выработке и внедрению новых правил по работе с оцифрованными объектами, поэтому декларация, в частности, призвана помогать решать проблему несоответствия практики и установленных правил — при спорах музеи могут ссылаться на этот документ, подписанный ЮНЕСКО.

Символично, что ReACH подписана в Музее Виктории и Альберта. За 150 лет до её принятия,  Генри Коул, первый директор музея был инициатором подписания Конвенции о воспроизведении и использовании произведений искусства с помощью гипсовых слепков, фотографии и электротипии. Текст конвенции 1867 года полностью процитирован в декларации ReACH. 

Декларацию можно прочитать по ссылке (на англ.). К обсуждению приглашают присоединиться с хештегом #ReACHDialogue. 



Специально для рассылки Ани Михайловой «Музей в цифровую эпоху». 
Подписаться на рассылку можно по ссылке.






No comments:

Post a Comment