В последнее десятилетие происходят
заметные изменения в этических ориентирах в различных сферах общественной жизни, и эволюционируют представления о том, что является и не является этичным. То, что раньше воспринималось без критики,
в том числе в музейной работе, теперь оценивается и часто
интерпретируется как
этически противоречивое.
Так, западное общество
особенно остро стало реагировать на то, что музеи
показывают и каким образом рассказывают о коллекциях. Значение уже давно существующего термина «Музейная
этика» тоже начало расширяться.
Музейная этика
– одно из наиболее развивающихся и актуальных направлений в музейной теории. При этом,
если раньше, говоря об этике в музее, акцент делался
на своде правил о
профессиональном поведении музейных сотрудников и
базовых стандартах музейной работы, то сегодня эта тема распространяется на взаимоотношения между музеем
и его публикой. Это и реакция
общества на предметы,
представленные в музеях (#позорЭрмитажу; протест против инсталляции «Виселица» С. Дьюранта в Уолкер Арт Центре и др.), и уровень
дидактики в этикетаже, приравниваемой к ограничению свободы
интерпретации, и даже
использование оскорбительного
тона в официальном
твиттере музея (вспомним недавний скандал вокруг твита Британского музея).
Обращая внимание на усложняющиеся отношения между музеями и сообществами, Международный совет музеев (ИКОМ) этой осенью принял на рассмотрение предложение
о необходимости нового международного комитета, который будет изучать подобные этические вопросы. В плане кибермузеологии, вопросы,
которые можно отнести к сложным, - это где та грань, после которой необходимо останавливаться в использовании цифровых технологий? И могут ли
они иметь самостоятельную роль или же только обслуживать конкретные цели?
Цифровой ландшафт музея – термин, который неоднократно звучал в связи с темой культурного ландшафта на генеральной
конференции ИКОМ в прошлом году. Под цифровым ландшафтом имеют в виду цифровое измерение, которое сегодня уже существует, параллельно или дополняя реальное. В цифровом ландшафте также создаются новые смыслы и выстраивается своя система связей.
Что важно, этот
ландшафт вне музея довольно быстро
эволюционирует, а внутри музея он либо не успевает за
изменениями, либо встречает большое сопротивление со стороны научных
сотрудников. Одна из популярных статей этой осени с провокационным названием «Почему музеям стоит
прекратить создавать выставки» ("Why museums should stop producing exhibitions", автор - Kajsa Hartig) посвящена не тому, что их необходимо упразднить, а попытке привлечь внимание к тому,
что больше нельзя работать исключительно в физическом пространстве.
Эти идеи дополняет недавно вышедшая статья в Forbes «Не теряем ли мы из виду наше неоцифрованное прошлое в цифровом мире?» (“In A Digital World, Are We Losing Sight Of Our Undigitized Past?”). Автор статьи – IT-специалист Калев Литару – обращает внимание на то, что сегодня, в цифровую эпоху, говоря о сохранении истории, речь обычно заходит о веб-архивах. Конечно, музеи, библиотеки и традиционные архивы не перестают существовать и
работать с материальными носителями, но «в сегодняшнем цифровом мире то, что неоцифровано, не существует». При этом усилия по оцифровке направлены только на
самое популярное. Таким
образом, недостаточно распространённые
и невостребованные именно сейчас темы, языки и регионы оказываются вне «существующего» мира. Также Литару отмечает, что исследования и сохранение всё больше концентрируются
на том, что
происходит здесь и сейчас, а не в
прошлом. Всё это ведёт к тому, что мы быстро теряем связь с нашим неоцифрованном прошлым.
На этом фоне интересна позиция Тристрама Ханта, нового директора лондонского музея Виктории и Альберта, который предложил сократить траты на оцифровку собрания и создание приложений и в общем на работу с цифровыми медиа, потому что, по его мнению, музей - это остров, на котором посетители должны отдыхать от цифрового засилия вне музейных стен.
Также по теме:
”Why museums need their own ethics departments” by Erich Hatala Matthes, 4 September 2017
"Museums and the Evolving Digital Landscape: New Opportunities and Challenges” by Tula Giannini, September 2017
© Listening Post by Mark Hansen and Ben Rubin, Image courtesy of the artists
Специально для рассылки Ани Михайловой «Музей в цифровую эпоху».
No comments:
Post a Comment